Термин «пищевая шизофрения» (или «диетическая шизофрения») я подсмотрел у диетолога Marion Nestle, и мне он показался интересным.
В наше время все чаще различные заболевания связывают с неправильным питанием. Мы слышим, что нужно контролировать свой вес, питаться рационально. Мы конечно же соглашаемся, что питание должно быть здоровым и рациональным. Глупо с этим спорить. Вот пример совета диетолога.
Но мы чувствуем, что где-то есть подвох. Ага, догадались мы, они же нам ничего по сути не говорят. Нам говорят, если хотите правильно питаться, то питайтесь правильно! Хитрый ход, и ведь не подкопаешься. Если заболеешь или потолстеешь, тебе скажут, ты неправильно питаешься, питайся правильно и все наладится.
Ага, думаем мы. А мы сейчас начнем читать медицинские новости и узнаем, что вредно, а что полезно. И все равно поймем как правильно питаться.
Но на нас начинает сваливаться совершенно противоречивая информация. То нужно ограничить потребление яиц до 3 штук в неделю, потому что в них много холестерина, то выясняется, что яйца не вызывают повышение холестерина. Сегодня читаем, что потребление мяса приводит к заболеваниям, через неделю читаем, что оно предотвращает заболевание. Сою нам рекламируют как отличный и здоровый источник белка, потом выясняется, что сою в Азии едят только монахи, чтобы подавить половое влечение. Не говоря уже про то, что пятьдесят лет назад здоровым завтраком считалась яичница с беконом или колбасой, а сегодня это кукурузные хлопья с сахаром. И т.д. и т.п.
У нас в голове полно противоречивой информации, врачи и диетологи также не вносят ясность, их советы очень обобщенные и обтекаемые.
У нас начинается раздвоение пищевой личности или «пищевая шизофрения».
На мой взгляд одна из главных причин «пищевой шизофрении» в том, что все стороны действуют в своих интересах.
Производители хвалят и рекламируют свои товары (в том числе и финансируют исследования), для того чтобы мы их больше покупали. Их конкуренты могут выпустить совершенно противоположную информацию, чтобы продавать свои товары.
Журналисты гонятся за сенсацией и могут совершенно изменить смысл результатов исследований, или представить совершенно незначительные исследования как мировой прорыв в медицине.
Ученым нужны гранты и они будут заниматься такими исследованиями и получать такие результаты, которые принесут им финансирование.
Диетологи говорят, все люди разные, нельзя давать хорошие общие рекомендации, приходите к нам на консультацию или ложитесь в клинику и мы подберем вам индивидуальную диету.
Возможно вы узнали у себя симптомы пищевой шизофрении, это очень распространенный недуг. Было бы неправильно бросить вас на произвол судьбы, поэтому предлагаю некоторые шаги по выходу из этого заболевания:
- Очень критически относитесь к рекламе продуктов питания. Главная цель рекламы — продать вам товар.
- Настороженно относитесь к медицинским статьям в прессе. Полезно держать в голове установку, что журналист возможно неправильно понял результаты исследований. Постарайтесь найти само исследование и прочитать его. Убедитесь сами, что журналист правильно понял результаты.
- Если результаты кажутся вам подозрительными, прочитайте исследование целиком, обычно читают только резюме и выводы, но они могут не соответствовать фактическим результатам исследования.
- Необходимо заниматься самообразованием. Почитать общую информацию о биохимии человека.
- Старайтесь представлять общую картину и видеть все в перспективе. Часто журналисты и производители применяют такой прием, берут одну какую-то часть общей картины и раздувают ее до неимоверных размеров. Но если вы представляете всю картину целиком, то знаете, что это на самом деле очень маленькая часть.
В общем нужно критически относиться к поступающей к нам информации о питании, иначе легко заразиться «пищевой шизофренией».
Здоровая паранойя нам не повредит. Критически читайте мой блог, пишите вопросы и информацию для размышлений, я сам стараюсь бороться с «пищевой шизофренией», сообща это будет проще.
Фотография: kalavinka.